Аллея звёзд — Лев Лещенко

Лев Лещенко, народный артист России
Лев Лещенко, народный артист России

ЦИТАТЫ:
««Мне не хочется петь чужие песни, я никогда их и не пел. Все песни которые я исполнил, я исполнил как первый исполнитель...»»
««Эдуард Хиль первым записал песню «Не плачь девчонка» для первой радиостанции, а я - для «Доброго утра». После этого Эдуард часто шутил: «Песня из репертуара Льва Лещенко…». А я, естественно, говорил: «Песня из репертуара Эдуарда Хиля…»»
««Мы все конфликтовали с худсоветом. Однажды я с Юрой Антоновым пришел на телевидение, там меня очень любила главный редактор, но так как Антонов не был членом союза, а тогда это играло большую роль, ему отказали...»»

ИНТЕРВЬЮ:

     УТРОлогия: Доброе утро! Сегодня можно сказать, что оно вдвойне доброе, потому что у нас в гостях народный артист России – Лев Лещенко!

Лев Лещенко: Доброе утро!

Утр.: Лев Валерьянович, Ваши поклонники собираются на концерт, который называется «Песня на двоих», он состоится 5 марта, сегодня. Вы будете выступать с вашим коллегой Вячеславом Добрыниным. Мы знаем, что Вы спели много его песен, скажите, а какие-то сюрпризы будут?

Л.Л.: Да, безусловно! Дело в том, что эта идея родилась давно. Мы пару-тройку раз уже отработали со Славой такие сольные вечера. Получилось так, что я записал около 50-60 песен Славы, поэтому можно было бы сделать своеобразный творческий портрет: я пою, он сидит у рояля. В силу того, что Слава сам немножко поёт, мы решили чередовать нашу программу. Я не считаю себя ни поэтом, ни композитором, но я написал пару, тройку песен, как автор стихов. Возможно, мы рискнем спеть дуэтом песню на мои стихи, Славину музыку. Принципы этой программы – песни дуэтом. В концерте будут принимать участие наши друзья: Маша Распутина, она записала со мной знаменитую песню «Прощай»,  Алсу, Гвердцители, Лада Денс. Сначала я хотел петь только Славины песни, но когда стал обсуждать репертуар с нашими певицами, Лада сказала: «Зачем мы будем что-то новое делать, давай споём старую любимую «Ни к чему» дуэтом с тобой. Поэтому количество дуэтов будет обильным.

Утр.: Вы работали в советскую эпоху, скажите, конфликты с худсоветами по поводу песен или манеры их исполнения были?

Л.Л.: Ну конечно! Мы все конфликтовали с худсоветом, не только «Машина времени», Макаревич и группа «Ария», нам тоже досталось. Худсоветы были бесконечные. Например, был случай, когда я спел первый раз песню Славы Добрынина «Ни минуты покоя», это был мой первый огонёк. Парень я был молодой на тот момент, где-то 25 лет, и подумал я, что надо что-то сделать, чтобы тебя запомнили, и в конце песни высоко прыгнул, сделал как бы точку завершающую.

    

   


Утр.: Вот кто Леонтьева прыгать научил, я понял!

Л.Л.: Конечно! Начнем с того, что я пришел на радио из оперетты, где я и танцевал, и прыгал.

Утр.: Так у вас и танцевальная подготовка хорошая?

Л.Л.: Да, конечно! Худсовет, когда смотрел, Лапин сказал: «Лев-то как прыгнул!». И все затихли: «Ну что, вырезаем?». Он: «Песню вырезайте, прыжок оставьте». Но пошла, правда, и песня, и прыжок. Всем нам досталось, всем пришлось терпеть это. Хотелось петь какие-то современные, модные лирические песни, а иногда, особенно на композиторских вечерах, песни, например, композитора Фельцмана. Здорово, что все-таки хорошие были тогда композиторы, и это была целая профессия. Знаете, есть такой анекдот: В цирк заходит человек и говорит: "Я предлагаю фантастический номер - поющий бык". "Да ну ладно, ерунду какую-то говорите". "Вы идите на арену, я вам сейчас покажу". Становится бык. Человек достает кнут, бьет быка очень сильно, бык молчит. Он бьет его второй раз, потом третий… Бык начинает петь: «М-м-м-м-малая земля…». Я хочу сказать, что не нужно так относиться к этим песням, которые были этапными, они были летописны, потому что они отображали жизнь нашего отечества. Ведь по песням даже в кино иногда не почувствуешь этого духа, этой атмосферы. Все эти песни, как история нашего отечества.

Утр.: Лев Валерианович, мы хотели поговорить с вами о современных песнях. Слышали, что вы собирались организовать совместный проект с рок-музыкантами, с Мумий Троллем, в частности. Это правда?

Л.Л.: С Мумий Троллем у нас был проект на НТВ, мы сделали с ним песню «Прощай», и это шло в рамках программы «Огонёк». Он здорово спел!

Утр.: А его сможете спеть песню?

Л.Л.: Его песню я не освою. Мне не хочется петь чужие песни, я никогда и не пел чужие песни. Все песни, которые я исполнил, я исполнил, как первый исполнитель. Хотя Михаил Боярский, говорит, что он спел первый «Городские цветы», на самом деле, это был я. Или с Эдуардом Хилем получилась такая ситуация,  что песню «Не плачь девчонка» он записал для первой радиостанции, а я записал для «Доброго утра».

Утр.: И оно шло раньше?

Л.Л.: И она вышла раньше. После этого Эдуард часто шутил: «Песня из репертуара Льва Лещенко…». А я, естественно, говорил наоборот.

Утр.: Но не ругались на этой почве?

Л.Л.: Абсолютно! Тогда было столько песен, тогда было столько площадок, столько городов, столько работы по пять, по шесть концертов в день.

Утр.: Некоторые сейчас плачут, что 130 концертов в год, – это много!

Л.Л.: Во-первых, ни у кого нет сейчас по 130 концертов в год, это совсем не много, потому что я помню один случай, когда у меня в один день было 8 концертов, а во второй - 6.

   

Утр.: Скажите, вы бы сейчас при условии хорошей аппаратуры в цех бы пошли петь?

Л.Л.: Да. Думаю это нормально для каждого человека, который считает себя гражданином отечества. Знаете, мы каждый год делаем солдатский фестиваль в Крекшино, там где мы живем: я, Владимир Винокур, Маша Распутина, Наташа Королёва, Агутин, Варум. Мы ставим в поле палатку, и все ветераны со всей округи, с Нарофоминска, приходят туда, просто на поле. Сейчас там памятник уже поставили, ведь не все эти люди могут добраться до Красной площади в Москве, по разным причинам. Я много пою в госпиталях, для солдат, я не знаю есть разная публика, где приходится выступать бесплатно. Честно скажу, в месяц я пою 3-4 таких бесплатных концерта.

Утр.: Лев Валерианович, мы знаем, что вы не только поете, но и учите петь, ваши ученики становятся известными певцами, например, Марина Хлебникова.

Л.Л.: Марина училась у меня три года, вообще она факультативно училась, потому что заканчивала Гнесинку как пианистка. Она пришла ко мне, и спросила: «Я могла бы у вас на эстрадном отделении факультативно обучиться?» Я не был против. Три года мы занимались с ней, она очень способный музыкальный человек, единственное, когда у меня был перебор учеников и пришел Александр Градский, преподаватель, я сказал: «Марина, мы с тобой сделали все возможное. Я тебе обозначил твои возможности голосовые, актерские, но с точки зрения музыканта, развитие твоей музыкальной эстрады с Александром Градским будет происходить намного интереснее».

Утр. (Минаев): Скажите, а меня вы можете научить петь?

Л.Л.: Запросто.

Утр.: Прямо сейчас? Я готов!

Л.Л.: Если у вас есть хотя бы слух, то можно и сейчас обучиться.

   

Утр.: Лев Валерианович, Вы  наверняка слышали переделки песен, которые вы исполняете, например, «из полей доносится «налей!»», или «и лишь теперь понятно мне, что это было каберне».

Л.Л.: А откуда вы знаете про каберне?

Утр.: Пели в своё время во дворе под гитару ваши переделанные песни и уважали этот напиток.

Л.Л.: Да, да, ещё был портвейн.

   

   

Утр.: Скажите, самому какие переделки больше нравятся? И вообще, они Вас не обижают?

Л.Л.: Нет, не обижают, недавно слышал ремикс «нам не жить друг без друга», сейчас мне Ираклий принес «Прощай», потрясающий ремикс, он говорит, что это будет хит этого года.

Утр.: Эта песня сама по себе потрясающая.

Л.Л.: Вы знаете, лет 20 её не пели, а сейчас я смотрю, есть потребность в этой песне. Она обрела второе дыхание, так же, как песня «Нам не жить друг без друга».

Утр.: А, может, напоёте?

    

Л.Л.: Вы знаете, содержание этой песни такое нежное, такое сентиментальное, она не вписывалась в формат того времени. Были лирические песни пронзительного звучания, но они не имели той популярности, как вот эти массовые песни, которые писали Юрий Антонов, Вячеслав Добрынин, но ведь их никто не пропускал. Однажды я с Юрой Антоновым пришел на телевидение в музыкальную редакцию, там меня очень любила главный редактор, я ей говорил: «Так хочется песни петь молодежные». И она мне отвечала: «Ну вы приводите, приводите». Юра исполнил ей несколько песен, ей очень понравилось, но он не был членом союза, а тогда это играло большую роль, и ему отказали.

Утр.: Сегодня 5 марта, скоро 8-ое – Международный женский день, а недавно было 23-е февраля. Скажите, вы на эти праздники получаете подарки чисто формальные и сами дарите цветы, конфетки или устраиваете грандиозные поздравления? Как относитесь к этим праздникам?

Л.Л.: Что касается 8 марта, то, конечно, я считаю этот праздник очень знаковым для всех мужчин. 23-е февраля - немножко надуманный праздник, что же касается 8-ого марта, то это традиции, которые живы пятьдесят с лишним лет.

Утр.: Вы своей женщине дорогой подарок дарите?

Л.Л.: На 8-ое марта - нет. Любимой женщине я пою. Что касается подарков, я спонтанно их дарю. Понравилось жене, я покупаю и дарю ей. Как говорит мой товарищ Винокур: «Восьмое марта мы должны сделать не ежегодным, а ежедневным праздником!». Что касается 23-его февраля, мужики обычно отделываются телеграммами.

Утр.: Ещё один вопрос хотелось бы задать, у вас же сегодня мероприятие очень серьезное будет?

Л.Л.: Да.

Утр.: После таких концертов сумасшедшие поклонницы вас подкарауливают, атакуют?

Л.Л.: Нет, им уже сложно до меня добираться.

Утр.: А в подъезде встречают?

Л.Л.: В подъезде встречали  раньше. Сейчас они стали более степенными, все-таки возраст. Такая трансформация идет, раньше девушки подходили и просили автограф, потом говорили: «дайте автограф для мамы», а сейчас уже - «дайте автограф для бабушки».

Утр.: Лев Валерианович, может, споем на прощание?

Л.Л.: Давайте!

  

Ретро FM

5 марта 2010 г.